Оливер Сакс «Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» (2017)

Атлант

Активный
Регистрация
16 Ноя 2017
Сообщения
118
Реакции
196
Что такое идеальный слух? Дар или патология? Чем гениальность Чайковского отличается от гениальности Вагнера? Чем обусловлена удивительная любовь к музыке людей с синдромом Вильямса и почему страдающие «амузией», напротив, воспринимают ее как невыносимое нагромождение звуков?

«Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» — одна из последних книг невролога Оливера Сакса, автора всеми любимого «Человека, который принял жену за шляпу». Сакс выбирает очень интересный ракурс: он не особо углубляется в медицину, его цель в другом – заставить читателя почувствовать то, что чувствуют его пациенты. А пациенты тут – как на подбор: одни слышат «божественный хор», у других, наоборот, начинается припадок, если сделать радио погромче; третьи совершенно лишены способности различать мелодии – они «звуковые дальтоники»; а четвертые умеют музыку не только слышать, но и видеть.

И все же «Музыкофилия» – это отнюдь не набор историй о диковинных травмах мозга. Это нечто большее. Саксу удалось превратить свой врачебный опыт в метафору: ему недостаточно описать симптомы и назначить курс лечения; им движет какая-то детская любознательность, желание вечно задавать вопросы: является ли музыка информацией? Почему на звук речи и на звук скрипки наш мозг реагирует по-разному – хотя с точки зрения неврологии и то и другое – простые раздражители?

Эта книга – самая настоящая апология музыки, попытка выстроить (почти) философскую систему на основе одной человеческой страсти. Платон строил свою теорию вокруг идей, Ницше – вокруг воли к власти, а Сакс – вокруг музыки. «… музыкальный инстинкт присущ человеку в той же степени, что и языковой», – утверждает он. И приводит множество примеров, когда музыка становилась единственным лекарством, вытаскивала людей из комы, помогала облегчить боль – или, что уж совсем невероятно, справиться с последствиями ретроградной амнезии.

Опираясь на свой опыт, Сакс выдвигает интересную гипотезу: возможно, кроме постоянной и кратковременной памяти существует еще один вид – эмоциональная память.

«Музыкофилия» – очередное доказательство того, что наука тоже бывает поэтичной. Отсюда вы узнаете, что любая мысль – это отчасти творчество, любое воспоминание – отчасти импровизация; а самый удивительный музыкальный инструмент, это не рояль, не скрипка и не арфа, это – человеческий мозг.

Часть I. Преследуемые музыкой

  1. Гром среди ясного неба: внезапная музыкофилия
  2. До странности знакомое ощущение: музыкальные припадки
  3. Страх музыки: музыкогенная эпилепсия
  4. Музыка в мозгу: совокупность образов и воображение
  5. Черви в мозгу, навязчивая музыка и прилипчивые мелодии
  6. Музыкальные галлюцинации
Часть II. Диапазон музыкальности

  1. Чувство и чувствительность: диапазон музыкальности
  2. Нарушение: амузия и дисгармония
  3. Папа сморкается в соль миноре: абсолютный слух
  4. Нарушение музыкального слуха: кохлеарная амузия
  5. Живое стерео: почему у нас два уха
  6. Две тысячи опер: однобокие вундеркинды
  7. Акустический мир: музыка и слепота
  8. Ключ прозрачной зелени: синестезия и музыка
Часть III. Память, движение и музыка

  1. Момент бытия: музыка и амнезия
  2. Речь и пение: афазия и музыкальная терапия
  3. Случайная молитва: дискинезия и песнопение
  4. Сочетание: музыка и синдром де ля Туретта
  5. Синхронизация во времени: ритм и движение
  6. Кинетическая мелодия: болезнь Паркинсона и музыкальная терапия
  7. Фантомные пальцы: случай однорукого пианиста
  8. Атлетизм мелких мышц: дистония музыканта
Часть IV. Эмоции, идентичность и музыка

  1. Бодрствование и сон: музыкальные сновидения
  2. Обольщение и безразличие
  3. Плач: музыка и депрессия
  4. Случай Гарри С.: музыка и эмоция
  5. Неподавляемое: музыка и височные доли
  6. Сверхмузыкальное племя: синдром Вильямса
  7. Музыка и идентичность личности: деменция и музыкальная терапия


Войти или Зарегистрироваться чтобы увидеть скрытый текст.


408
 
Сверху